Образование или самообразование?

Можно не учиться и работать продавцом-консультантом. А можно получить высшее образование и работать старшим продавцом-консультантом (с) башорг
Кто может мне рассказать, чему учат в вузах? Чем же лучше вузовское образование, чем самообразование? Тема эта многократно обсуждалась, но ответы были самые расплывчатые. Образование "дает кругозор" и "учит работать с информацией". Давайте оставим за рамками обсуждения тех, кому действительно нужны очень специфические знания: врачи, инженеры, узконаучные и высокотехнологичные специальности. Тут действительно нужен вуз с хорошей базой, квалифицированными преподавателями и постоянной практикой. 
Вопрос в другом: что дает самый обычный вуз по специальностям: экономист, юрист, да менеджер? Основная проблема в том, что выпускница такого вуза пять лет учится, как правило за счет родителей, выходит не имея никаких практических навыков, полгода ищет работу, а потом устраивается продавцом-консультантом. Зато диплом! Некоторые даже два таких образования получают ))) 
А что мешает пойти и получить средне-специальное образование технолога на производство? Такие профессии всегда востребованы. Но наш средний выпускник уже испорчен по многим пунктам. Он ждет, что ему кто-то будет говорить что и как делать. Он не умеет принимать решения и брать на себя ответственность. Умеет работать с информацией? Может быть и да, но не умеет эту информацию превращать в практические действия. И поэтому каждый год в этой стране добавляется огромное количество выпускников, не умеющих делать ничего. Пиары, эйчары, сейлсы, которые не могут продать работодателям самих себя. И плохие, разумеется, работодатели ))) В лучшем случае, такой человек находит работу, которую он не любит, не умеет и не хочет работать. 
А можно найти свое призвание, то что интересно по настоящему, и совершенствоваться в своем деле. Можно учится самому, на практике, методом проб и ошибок, изобретать многочисленные, такие интересные велосипеды, познать свое дело изнутри, в самой своей сути, не механически и теоретически, а как оно есть на самом деле. Можно годами изучать теорию плавания, можно сидеть на берегу и наблюдать за пловцами с умным видом. Но пока ты не залезешь в воду сам, и не станешь плыть - ты никогда плавать не научишься. 
Современная система образования, это бизнес. Это зарабатывание вузами денег, на эксплуатации мифа, засевшего в головах с советского времени: нам должны что-то дать. Образование дать, работу дать, жилье дать. А уже нет этого - мир изменился. И кризис явственно показал, кто нужен на самом деле. А нужны те, кто умеет работать. Именно работать, производить, что-то делать настоящее. Такому можно научится только "пощупав руками".


Еще по этой теме: "Что дает самообразование?"

5 комментариев:

  1. Вопрос, конечно, интересный. Только тогда нужно еще рассмотреть такой вопрос - зачем вообще государство создает ВУЗ? Чтобы получить для государства специалистов или чтобы перед мировой общественностью не стыдно было, мол у нас тоже любой колхозик может получить высшее образование? Сейчас, похоже, что второе - дали минимальное обеспечение вузам, а остальные деньги вуз сам на студентах "отобьет" (читай на взятках). Это сейчас у нас, но если взять страны не последние в мировых рейтингах, то, например, в Японии вводят вообще бесплатное высшее образование, у наших верных врагов немцев - только 10% студентов будут учиться по контрактам, а остальные беслатно, еще и стипендию неплохую получать. Для чего такие условия обучения создают передовые страны мира? Для того, что им нужны действительно специалисты, а не просто человек с бумажкой.
    Теперь рассмотрим вопрос не в масштабах государства, а в масштабам семьи - маленький ребенок самостоятельно может получить нужные ему в жизни навыки? Нет, не может - для этого у него есть родители, которые дают ему этот багаж знаний. Вы же не будете давать ребенку право самому выбирать, что ему изучать? Он тогда будет изучать только то, что ему интересно - мультики, жвачки, фантики - Вы с этим согласитесь? Или постараетесь дать ребенку полезные знания для жизни? Вот так и в государстве - если государству нужны спецы - оно создает условия для этого, если нет - то будет как у нас сейчас.
    Как-то так.

    ОтветитьУдалить
  2. Если ребенку интересны фантики - пусть изучает фантики! Пусть станет лучшим и единственным в мире специалистом по фантикам, это куда интереснее чем быть очередным менеджером-по-продажам-китайской-фигни

    ОтветитьУдалить
  3. Какие фантики? У ребенка интересы меняются очень часто, как тогда быть? Сегодня ему фантики нравится собрать, завтра марки, или на роликах кататься - и все это будете у него развивать? Только как? Каждый день - по увлечению? Или все сразу?

    ОтветитьУдалить
  4. Это же прекрасно, когда увлечения разносторонние! Надо поддерживать их все. Давать информацию, находить в интернете и рассказывать, или в библиотеку ходить, книги покупать ребенку тематические. Точно также как наши родители с нами занимались, и мы с детьми занимаемся.

    ОтветитьУдалить