Cовок. Ностальгия и отторжение

Перечитала я недавно Аксенова Василия. Бочкотару перечитала, Железку, Апельсины из Марокко. Пробрало меня знатно. Первый-то раз мне эти книги попались лет в 19 и ничем не зацепили, хоть мама и нахваливала. А я все ждала событий, сюжета какого-то и сути не поняла. А сейчас - ух как поняла! проняло меня. Бочкотару сначала прочитала. Романтика, атмосфера чудесная, душой отдохнула. Потом Золотую нашу Железку перечла - очень мне такое нравится, обожаю книги про то как все делают общее дело.
Сразу и Стругацкие со своим понедельником и стажерами вспомнились, и куча других добрых, хороших, советских книжек.А вот "Апельсины из Марокко". Меня уже неделю корежит от этой книги. Самое милое и любимое, самое гадкое и омерзительное с советских пор там. Описание бурильщика, живущего с десятком мужиков в палатке с прелыми носками (запах носков описан) и его невесты, работающей на кирпичном заводе (ее руки тоже описаны) и живущей в поселке Шлакоблоки. И другие герои. Голые стены, лампы без абажуров, дикая погода - то ли магадан, то ли колыма. Стройки коммунизма, партсобрания, комсомольцы... и любовь. К товарищам, к стране - боже, как я им завидовала! какие они были счастливые. И финальная фраза - бурильщик спрашивает у своей невесты (звезды самодеятельности) - Люся, ты девочка честная? - божеж ты мой... а если не честная? не женился бы? они там любили, строили, ехали на тракторе за сто километров за апельсинами, дрались в очередях, ходили на собрания - и строили будущее, и надеялись, верили, любили... и как же они были счастливы в своем убожестве. Я им завидую. Честно. А вы?

4 комментария:

  1. А я нет. Обожаю Аксенова, читала почти все. Самое любнимое - "Остров Крым" и "Ожог". Также очень нравятся "Новый сладостный стиль", "Москва ква-ква". "Бочкотара", и "Железка" тоже ничего, но вместе с "Апельсины из Марокко" не люблю. Очень всех жалко. Любовь показушная и безнадежная - с ним,потому чт на другого шанса нет.... Потому что совершенно советский, нелепый надрыв во всем. Совок вообще, за надрыв, просто, не перевариваю. Бог миловал, не случилось на моем пути профессиональных диссидентов, иначе не миновать неприятностей, ввязалась бы непременно. неприятностей хватало и так: то я в школе Сталинградски подвиг назвала бессмысленным убийством, то из Комсомола чуть не выперли за язык и критику нелепых ритуалов... С самого начала сознательного возраста от того, что окружало, и от того, КАК это преподносилось, от несоответстивия, корежило. Сейчас, кстати, переживаю сильный разлад со своей весьма престарелой мамой именно из-за этого - из-за того, что все, вйса жизнь, театрализована и драматизирована до предела, и по-другому уже не может быть. И ладно бы, у нее. А то и современные поколения. Те тролли, что тебя поедом ели за то, что ты не посыпаешь голову пеплом по поводу твоего недавнего несчастья (уж прости, что напомнила) - продолжение совковой традиции. Несвободные души, налагающие на себя нелепые, нерадостные обязательства и переживающие никчемушные переживания. Так их жаль...сколько жизней, прости, просрано за красивую позу и слова, слова, слова. И сколько еще будет...

    ОтветитьУдалить
  2. Вот уж поспорю! То что "слова-слова" это совсем не те люди. Мы все-таки из разных поколений и по-разному это видим, но кто БАМ строил, те дело делали, а не слова говорили, может я, конечно, излишне те времена романтизирую.

    ОтветитьУдалить
  3. Да те люди, те...Сколько здоровья и жизней зеков и романтиных комсомольцей было угрохано на убыточную БАМ, на мертвую нынче целину...А какие красивые слова! Но я не об этом. А о неистребимой ментальной потребности советских людей к всевозможным видам аффектов. Не, я не романтизирую те времена...мы жили скудно, бедно, боясь всего на свете (не так, корнечно, как при Сталине, во времена застоя не убивали, а затягивали в болото бессмысленной рутины, и человек увольнялся сам), а ГОВОРИЛИ - лучше всех...

    ОтветитьУдалить
  4. Для меня то время - это время самоотверженных, честных и идейных людей. Мы жили в лучшей стране, твердо знали об этом и были этим счастливы. Но! Это я так из своего возраста вижу. Может быть дело в пропаганде, и в том, что я тогда маленькая была, и потому - счастливая )))

    ОтветитьУдалить